ИСТОРИЯ ФЕСТИВАЛЯ И НОВЫЙ ФОРМАТ
|
Фестиваль "Архитектон", помимо креативной художественной
составляющей, интересен и как яркий пример масштабирования мероприятия
и кардинальной смены его формата. "Архитектон был супер нишевой
архитектурной премией Петербурга, которая вручалась с 2001 года Союзом
Архитекторов и не предполагала широкой экспозиции. Мероприятие сознательно
носило камерный характер, потому что изначально задумывалось, как
соревнование по гамбургскому счету среди архитекторов и проводилось
в формате "архитекторы судят архитекторов". Со временем
такой формат стал максимально завязан сам на себе. В 2019 премия Архитектон
не состоялась из-за пандемии и с тех пор не проводилась. В 2023 году
мы поняли, что если и продолжать, то каким-то новым образом. Поэтому
мы переместились в Манеж, а премия перестала быть только премией и
превратилась в полномасштабное событие городского, а в перспективе
и общероссийского масштаба", - рассказал один из кураторов
фестиваля, архитектор Георгий Снежкин.
|
Фото © Полина Назарова
|
Другими словами, кураторы "Архитектона" уверены, что со
временем фестиваль станет сомасштабен таким известным мероприятиям,
как "АРХ Москва" и "Зодчество". Так ли это, покажет
время, но необходимый потенциал у "Архитектона", организатором
которого является Союз архитекторов Санкт-Петербурга, безусловно,
есть.
|
Фото © Полина Назарова
|
Для лучшего понимания концепции фестиваля стоит сказать несколько
слов о его названии. Термин "Архитектон" ввел в 1923 году
Казимир Малевич, назвав таким образом абстрактные архитектурные модели
в духе супрематизма, состоящие из пересекающихся друг с другом геометрических
тел. Эти модели были составной частью "супрематического ордера"
- основы архитектуры будущего, какой ее видел Малевич.
Каким же видят будущее молодые архитекторы Санкт-Петербурга?
ПАБЛИК-АРТ КАК ПОПЫТКА ПРИДУМАТЬ БУДУЩЕЕ
|
Своеобразным манифестом выхода фестиваля в город и смены масштаба
стала уличная часть экспозиции - проект "Магистрали" в рамках
санкт-петербургской паблик-арт программы "Музейная линия".
Его кураторы Георгий Снежкин и Лиза Савина предложили 15 молодым питерским
архитекторам "создать архитектон за 200 000 рублей".
"Мы не просто предложили участникам перепридумать архитектон,
а попросили помочь нам придумать будущее, в котором мы будем жить
дальше. На мой взгляд, это та интенция, к которой последние несколько
итераций обращается Венецианская биеннале", - отметила Лиза
Савина.
|
Фото © Олег Сочалин
|
В результате у западного входа в "Манеж" появился "архитекутрный
сад" из 14 архитектонов, пятнадцатый разместили отдельно у южного
фасада. По мнению кураторов, работы получились очень разные по качеству
и задумке. Одним из самых популярных арт-объектов стала "Деревянная
печь", созданная АБ ПОЛДЕНЬ. Этот "архитектурный оксюморон"
получился удивительно эргономичным и часто использовался посетителями
в качестве уличной мебели. Далеко не все участники обыгрывали столь
архетипические образы, часть работ являлась вариацией на тему классического
архитектона, но с использованием оригинальных материалов. Например,
авторы "Призмы супрематизма" Василий Арсеньев-Сарэу, Борис
Немцев, Илья Сухаревский и Мария Ковалева покрыли свою работу слоем
световозвращающей краски, чтобы превратить фото на фоне этого архитектона
в отдельный вид супрематистского искусства. А Дарья Орлова и Анастасия
Сергеева покрыли металлический каркас своего "Архитектона 10"
смесью соли с клеем, которая постепенно смоется дождем - таким образом
они обыграли тему времени.
|
|
Фото © Полина Назарова
|
Были и совсем необычные работы, например, "Неопознанный архитектурный
объект" Артема Гаврилова и Максима Субботина, который, по словам
авторов, "совместил в себе функции городской скульптуры, аттрактора
и капсулы времени". Или кинетическая инсталляция "Глэмстрой"
Дмитрия Мухина и Ксении Бендиной, представляющая собой абстрактную
композицию из "корабельных балок".
Одной из важных задач фестиваля кураторы назвали "деанонимизацию
архитекторов". "В разговорах горожан о современной архитектуре
Петербурга можно часто услышать фразу: "Они там построили"
Так вот, нам бы очень хотелось, чтобы у архитектуры сегодняшней появилось
имя. Имя - большая ответственность за то, что мы строим и какой след
оставляем во времени", - отметил Георгий Снежкин. Поэтому
первый этаж экспозиции представлял собой некий срез творчества современных
архитекторов Санкт-Петербурга - на мультимедийных экранах можно было
увидеть более 100 проектов. А в центре зала расположился многозальный
кинотеатр, на экранах которого 16 наиболее известных архитектурных
мастерских Северной столицы представили свои 10-минутные видеопрезентации.
|
Фото © Олег Сочалин
|
Продолжая рисовать коллективный портрет петербургских архитекторов,
кураторы разместили в центре зала второго этажа архитектурный депозитарий
- круглый зал, по периметру которого расположены полки, где выставлены
предметы из офисов и мастерских различных студий, бюро и практикующих
архитекторов. А вокруг депозитария расположился лабиринт экспозиции
"Ленинградская школа на пороге перемен". На его стенах было
представлено наследие архитектурной школы города. Куратор данного
раздела историк Андрей Ларионов придумал интересный прием - изображения,
оригиналы которых не удалось найти в архивах, были размещены на кальке.
Тема влияния времени на материальную составляющую архитектуры была
представлена в разделе "Руина", куратором которого выступил
архитектурный критик Владимир Фролов. А вариацию на тему "Санкт-Петербург
будущего" можно было увидеть в разделе "Город с открытым
кодом", где Алина Черейская и Ксения Диодорова представили интерактивную
инсталляцию в виде пазла.
ДЕЛОВАЯ ПРОГРАММА И ПРЕМИЯ АРХИТЕКТОН
|
"Просвещение, диалог, действие" - таким был девиз фестиваля,
поэтому организаторы удели большое внимание деловой программе. Каждый
день на двух дискуссионных площадках проходили лекции, питчинги, презентации
и дискуссии. Среди спикеров и участников было множество известных
архитекторов, в том числе Тотан Кузенбаев, Никита Явейн, Олег Шапиро
и др.
В знак уважения к истории "Архитектона", 12 сентября в
преддверии официального открытия фестиваля в ЦВЗ "Манеж"
состоялось торжественное объявление результатов одноименной архитектурной
премии и награждение победителей. Премия вручалась в четырех номинациях.
"Лучшим проектом общественной формации" был признан Музейный
комплекс "Центр промышленного прогресса", созданный "Студией
44" для реализации в городе Выксе. Лучшим реализованным объектом
в данной категории стал отель "Игора. Времена года" от бюро
RHIZOME, он же был отмечен гран-при фестиваля. Среди реализованных
жилых объектов лучшей был признана "Вилла Петергоф", созданная
мастерской "Головин & Шретер", а "Лучшим проектом
жилой функции" жюри признало ЖК "WarmStone" от MAYAK
ARCHITECTS.
Примечательно, что жюри премии состояло преимущественно из московских
архитекторов, что довольно необычно для фестиваля, проходящего в Северной
столице.
|
Победитель номинации "Лучший проект
жилой функции": Жилой комплекс "WarmStone" MAYAK
ARCHITECTS
|
|
|
Победитель номинации "Лучший проект
общественной функции":
Музейный комплекс "Центр промышленного прогресса"
АБ Студия 44
|
|
|
Победитель номинации "Лучший реализованный
объект жилой функции":
"Вилла Петергоф" Головин & Шретер
|
|
|
Победитель номинации "Лучший реализованный
объект общественной функции":
Отель "Игора. Времена года" RHIZOME
|
|
Статья подготовлена Олегом Сочалиным для ARCHITIME.RU
Рендеры предоставлены организатором
-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------
|
|