С февраля по июнь посетители Музея русского импрессионизма могут
заглянуть в «переулки» отечественного искусства 1930-х годов — мир
раннесоветских интеллектуалов и эстетов — художников группы «13».
В их графических и живописных работах, посвященных динамичной городской
жизни, нашло отражение искусство старых мастеров, принципы импрессионизма
и постимпрессионизма. Приглашенный куратор Надежда Плунгян предлагает
новое прочтение творчества Владимира Милашевского и Даниила Дарана,
Татьяны Мавриной и Николая Кузьмина, Надежды Удальцовой и Александра
Древина. Рассказ о группе дополняют произведения Эдгара Дега, Жана-Франсуа
Милле и Отона Фриеза, с которыми «Тринадцать» находились в мысленном
диалоге.
Группа «13» (1929–1931), получившая название по количеству участников
первой выставки, официально просуществовала лишь несколько лет,
однако дружба и творческие поиски художников продолжались до 1970-х
годов. Проект помогает больше узнать о мастерах, выбравших для своих
высказываний формат документального рисунка, камерной картины и
книжной иллюстрации. В противовес парадным сюжетам соцреалистов
главной темой «Тринадцати» стала меняющаяся повседневность: городские
улицы и перекрестки с трамваями и бегущими по делам людьми, парки
и ипподромы, водные станции и пляжи.
Музей не реконструирует выставки объединения, а воссоздает художественную
лабораторию, в которой формировался и развивался «стиль 13-ти» —
созвучный скоростям нового времени быстрый рисунок с натуры, выполненный
зачастую спичкой, без подготовки и последующей доработки. Художники
не продолжили эксперименты авангардистов и дистанцировались от задач
пролетарского искусства, перерабатывая в своих произведениях приемы
мастеров прошлых эпох и раннего европейского модернизма: от интенсивных
теней Рембрандта и выразительного штриха Франсиско Гойи до цветной
линии Эдгара Дега и мгновенных впечатлений импрессионистов.
|
Антонина Софронова. После грозы. У Кропоткинских
ворот. 1933. Частное собрание
|
Десять тематических разделов выставки знакомят с главными представителями
«Тринадцати» и расскажут о ключевых явлениях, в контексте которых
работало объединение. Часть экспозиции посвящена ленинградскому
кругу поэта Михаила Кузмина и художникам-самоучкам Юрию Юркуну и
Ольге Арбениной-Гильдебрандт. Отдельным сюжетом стала книжная иллюстрация,
в которую группа «13» привнесла темповый рисунок. На третьем этаже
музей представляет живопись и графику послевоенных лет.
Посетителей ждет ряд открытий: редко экспонируемые произведения
Романа Семашкевича и Валентина Юстицкого, дополненные художественными
перекличками с Морисом Вламинком и Луи Вальта. Также впервые представлен
живописный портрет участницы «Тринадцати» Антонины Софроновой кисти
Владимира Милашевского, который известен прежде всего своими графическими
работами.
Впервые творчество группы «13» в таком объеме представлено работами
из музейных собраний, среди которых Государственный Русский музей,
Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных
искусств имени А. С. Пушкина и другие. Более 300 произведений графики,
живописи, декоративно-прикладного искусства и книг из 17 музеев
и 18 частных коллекций составляют многослойный рассказ о судьбе
независимых советских художников.
Собранные в каталоге статьи куратора Надежды Плунгян, историков
искусства Марины Боровской, Алексея Петухова, а также коллекционера
и исследователя книжной культуры Михаила Сеславинского позволяют
дополнить представление о группе «13», узнать о ее месте в советской
художественной среде, связях с саратовским творческим сообществом
и увлеченности участников европейскими мастерами. Кроме того, в
издание вошли архивные документы и фотографии, часть которых опубликована
впервые.
В 2024 году партнером инклюзивной программы музея стал Благотворительный
фонд «Искусство, наука и спорт» в рамках программы поддержки людей
с нарушением зрения «Особый взгляд». Для четырех произведений с
выставки изготовлены тактильные станции для незрячих и слабовидящих
посетителей. Лучше прочувствовать настроение работ Отона Фриеза,
Надежды Удальцовой и Антонины Софроновой помогут ароматы, созданные
ольфакторной художницей Анной Кабировой. По окончании проекта станции
с объемным макетом и ароматом станут частью постоянных экспозиций
региональных музеев.
Проект сопровождается обширной просветительской программой, включающей
события для взрослых, детей и подростков, а также инклюзивные мероприятия.
Куратор: Надежда Плунгян — кандидат искусствоведения, куратор, преподаватель
НИУ ВШЭ.
Изображения предоставлены пресс-службой Музея русского
импрессионизма
e-mail: hello@rusimp.org
Сайт: rusimp.su
-----------------------------------------
ARCHITIME.RU не является организатором/соорганизатором опубликованного
мероприятия.
Данный материал не является рекламой и размещен в информационных
целях.
По всем вопросам, предложениям и претензиям пожалуйста обращайтесь
напрямую к устроителям,
используя контакты организаторов над этим текстом
-----------------------------------------
|
|