"Белый куб" впервые был использован
в качестве концепции выставочного пространства в 1930-х годах в Музее
современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке. Идея состояла в том, чтобы
минимизировать отвлекающие факторы и привлечь максимальное внимание
непосредственно к экспонатам. Эта концепция до сих пор очень популярна
при оформлении художественных галерей, особенно если речь идет о музеях
современного искусства. Однако архитекторы Wang Chong Studio, разрабатывая
архитектурную концепцию художественного музея Taihang Xinyu, решили
пойти принципиально другим путем: "Учитывая, что музей находится
на горном участке в небольшом городке Шибаньян, нам показалось, что
располагать экспонаты в нейтральном, отчужденном от местного контекста
пространстве будет неправильно. Мы не хотели дистанцировать произведения
искусства от повседневного жизненного опыта местных жителей. Однако
после того, как мы принципиально отказались от эстетики белого куба
в интерьерах музея, перед нами возник другой соблазн - чрезмерно использовать
локальные символы, в частности, традиционные покатые крыши при проектировании
экстерьера. Но это было бы слишком шаблонно, поэтому мы решили пойти
другим путем", - отметили архитекторы.
В основе формообразования традиционной покатой крыши в китайской
архитектуре лежит образ птицы расправляющей крылья. Сохраняя эту образность,
Wang Chong Studio кардинально изменили форму, и черепичная крыша музея
как бы вырастает из-под земли, то есть птица изображена на самом взлете.
Высота крыши так же была существенно изменена, чтобы, во-первых, соответствовать
масштабу расположенных у подножия горы зданий, а во-вторых, быть похожей
на окружающие горные вершины. Таким образом, в основу архитектурной
концепции заложена идея баланса природного и рукотворного мира.
Для лучшей интеграции здания в окружающей контекст для строительства
использовались в основном местные материалы: сланцевая черепица для
крыши, красный песчаник для создания мозаичного пола ресторана, валуны
для поддержки мезонина в интерьере. Черепичная крыша создавалась местными
мастерами в соответствии с традиционной технологией. Часть выставочного
пространства находится в старом реставрированном складе, расположенном
на территории музейного комплекса, и картины современных художников
висят на стенах с многолетней историей. Так создается еще один важный
баланс - истории места и соврменности. Все это сделано в первую очередь
для того, чтобы здание привлекало не только туристов, но и местных
жителей, которые могут почувствовать связь с архитектурой на подсознательном
уровне.
"Мы стремились создать оригинальное культурное пространство,
которое не оттолкнет простых людей своей элитарностью, а наоборот
приобщит их к искусству. Нам бы очень хотелось, чтобы музей воспринимался
не как место для избранных, а как фон повседневной жизни, пространство,
где люди собираются, общаются и находят вдохновение", - рассказал
основатель студии Ван Чонг (Wang Chong).
|