НАЗВАНИЕ ПОСТРОЙКИ: Круглый мост (Cirkelbroen Bridge)
АВТОРЫ: Studio Olafur Eliasson
ДАТА ПОСТРОЙКИ: 2015 год
МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ: Копенгаген, Дания
Социокультурное развитие городской среды, когда новые архитектурные
объекты и проекты благоустройства не просто выполняют свою функцию,
но и стремятся подчеркнуть историю и культурный код конкретного
места, все активнее используется современными архитекторами. Поворотный
мост Cirkelbroen, возведенный в Копенгагене по проекту художника
Олафура Элиассона, как раз является примером такого подхода. Пять
соединенных между собой круглых платформ этого моста образуют
не прямую линию, а зигзаг. Почему автор проекта выбрал именно
такую форму? Какие детские воспоминания помогли Олафуру Элиассону
создать архитектурную концепцию Cirkelbroen? Чем примечателен
поворотный механизм моста? Об этом читайте в нашей статье…
"Атмосферу нельзя спланировать, она создается
архитектурой совместно с людьми, пользующимися городским пространством.
Но атмосферу можно задать и позволить ей расти", - говорит
датско-исландский художник Олафур Элиассон. Его поворотный мост Cirkelbroen,
расположенный в одном из каналов Копенгагена, как раз является не только
функциональным объектом, но и общественным пространством, где жители
любят назначать встречи и собираться вместе.
Конструктивно Cirkelbroen представляет собой пять круглых платформ
разных размеров, которые, соединяясь, образуют зигзагообразную линию.
Длина моста составляет 40 метров, а вес конструкции - 210 т. Над каждой
платформой возвышается мачта, вершину которой соединяют с основанием
металлические тросы. Таким образом, в каждой круглой платформе угадывается
образ парусной лодки. На создание такой архитектурной концепции Олафура
Элиассона вдохновила не только история района, который раньше был
центром морской активности Копенгагена, но и его детские воспоминания.
"Свое детство я провел в Исландии, где видел множество рыбацких
лодок. В гавани лодки часто пришвартовывались вплотную друг к другу,
и иногда казалось, что можно даже пересечь гавань, просто перейдя
от лодки к лодке. Уверен, что в этом канале можно было наблюдать то
же самое", - рассказал художник.
Cirkelbroen не является классическим поворотным мостом - при необходимости
поворачивается лишь его часть. Когда мост закрыт, высота от поверхности
воды до его круглых платформ составляет 2,25 м, чего вполне достаточно
для прохода под мостом небольших лодок. Для прохода через канал более
габаритных судов предусмотрен следующий механизм: три платформы имеют
общее основание, находящееся подводой, это основание крепится к центральной
платформе с помощью шарнирного сочленения, благодаря этому данная
часть конструкции и поворачивается при необходимости. В результате
образуется девятиметровый коридор для судов.
Загзагообразное соединение платформ между собой имеет важное концептуальное
значение. Оно заставляет пешеходов и велосипедистов снизить скорость
своего движения, благодаря чему у них появляется возможность лучше
рассмотреть живописные окрестности. По словам Элиассона, такая возможность
особенно важна в крупном динамичном городе.
"Я убежден, что городским властям, градостроителям и проектировщикам
необходимо расширить свой инструментарий и привлекать к работе над
архитектурной концепцией тех, кото я называю создателями творческой
реальности: художников, социологов, антропологов, историков, поэтов,
экоактивистов и философов. Только так можно по-настоящему переосмыслить
городское пространство", - отметил Олафур Элиассон.